«Моя твоя не понимай» как основная проблема развития.
На минувшей неделе довелось принять участие в конференции российской гильдии пекарей и кондитеров в Саранске. На фоне сочинских, петербургских, сингапурских и лондонских «пати» - более чем скромное мероприятие, однако более чем полезно. Особенно, если задаться интересом понять, где банки и где – все остальное.
Судя по всему - в очень разных местах. Если представителей микрофинансовых и лизинговых компаний пекари слышали с интересом (более того, явно открывая для себя, что лизинг дает возможность не только сменить печь или обновить кондитерскую линию, но и сэкономить на налогах), то банкиров – мягко говоря со скепсисом. Ну или как марсиан, прилетевших и рассказывающих о какой-то другой совсем неведомой жизни.
Когда я рассказал о проблемах банковской отрасли с тем, чтобы участники саранской конференции поняли, откуда причины «банковской дьявольщины», присутствовавшие банкиры в кулуарах накинулись на меня с критикой. «Как резервы могут мешать кредитованию, что вы такое говорите?! У нас все кредиты идут по первой группе… Кто вам сказал, что реальная цена кредитов сегодня 14-16%?! Таких ставок давно нет, кредиты намного доступнее… О какой бюрократии в кредитовании вы говорите?! Сегодня получить кредит малому бизнесу проще простого…»
В общем, смутили. А потом встал вятский пекарь и сказал, что кредиты в его области предприниматели получают под 19% годовых, что оформление иногда до месяца затягивается и вообще все плохо. Его тоже критиковали. Сказали, что неправ. Что надо больше обращать внимание на репутацию коллег по цеху и «прессовать» недобросовестных заемщиков, тогда и кредиты будут дешевле и доступнее. Представить себе пекаря, который по совместительству занимается коллекторской работой, лично я не смог. Пекарь тоже, видимо, не готов, подлец, «выявлять недобросовестных заемщиков» в свободное от производства булок время. И потом просто сел на место. Зато поднялся его коллега из Башкирии и заметил, что от этих кредитов один геморрой и развивать бизнес надо на собственные средства. И точка. Что потопал, то и полопал.
Банкиры критиковали и его. Сказали, что ему легко говорить. Потому что,.видимо, у него был начальный капитал. А если бы не было? Где его взять?
А, действительно, где? Неужели в банке? Пришел, заявил о желании заняться кондитерским делом, представил бизнес-план, где булки помножены на ебитду, и получил искомый кредит?
Вот тут уж дудки. Просто, видимо, банкиры, живут в каком-то своем мире. Где все с кредитованием, равно как и с бизнесом, все хорошо и прекрасно. А пекари – в своем. И он представляется почему-то более реальным. Хотя бы потому, что без банка мы обойтись можем, а вот без хлеба – никак.
Разность миров – вот проблема. И не банки с хлебопеками, в ней, конечно, виноваты. Просто страна такая. Расстояния большие. На одном конце не слышно, что на другом орут. В Москве ё-мобили испытывают, в Давосе о новой мировой архитектуре рассуждают, в Сколково готовят новые лампочки всем вкрутить. А в Саранске смотрят друг на друга памятник Ленину и памятник дворнику. В Ульяновске на стене многоквартирной «панельки» - огромный портрет Сталина на трассой. Попыхивает трубкой, смотрит, ухмыляясь в усы, на проезжающие «тойоты» и «мерседесы». Мол, будут вам тут и доступные кредиты, и ё-мобили, и мировой финансовый центр до кучи.
И как то на этом фоне совсем грустно звучат сообщения, о том, что иностранные банки из России уходят. Понятно, что далеко не все. Понятно, что не лучшие и не самые серьезные, а те. Которые пытались легкие деньги сшибить с местных ё-заемщиков. Тем не менее – симптом нехороший. Бочком, тихонько, но уходят. А свои собственные – сидят в легкой растерянности. Потому что, с одной стороны, - рынок есть. А с другой – настроения нет. Смутное время в России настает, неявное и неясное какое-то. А деньги это чуют в первую очередь. И разговоры «по душам» - бесполезны. Сколь не рассказывай президент о радужных перспективах мирового финансового центра вкупе с отменой техосмотра, сколь не рассуждай кремлевские «технологи» о том, что антилиберальная политика – это не блажь, и исторический «тренд» (трендеть – не дрова рубить), сколь не рассказывай чиновники, как будет все хорошо, поскольку нефть подорожает… А банки – как тот башкирский пекарь. Не верят, уже почти ничего не просят и рассчитывают только на собственные силы. Так что история повторяется. Тут банки пекарей убеждают в чем-то, а пекари их не слышат, а тут государство убеждает в чем-то банки, а те – заняты своим делом, медленно уменьшаясь в поголовье.
В общем, все хорошо. Снимите портрет генералиссимуса и будет лепота…
Впрочем, говорят уже в будущем году смутное время окончится. Будем ждать-с.